6ae07267433b73f8

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

                               «Волшебная страна»

                                        (Игра-викторина к 120-летию Волкова)

 

Библиотекарь: Юные мои друзья! Сегодня я вас приглашаю перенестись в Волшебную страну,

которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там, под

вечно жарким солнцем, обитают милые и смешные  маленькие человечки - Жевуны,

Мигуны,  Болтуны и много разных других племен. Они все добрые, благодарные и цветные: голубые, фиолетовые, розовые. А столица этой страны - Изумрудный город,

и там все зеленое. Волшебная страна создана воображением американского писателя

Френка Баума. Сказка Баума «Мудрец из страны Оз.» написана в 1899 году. Когда

Книжка вышла в свет, ее ожидал невиданный  успех.  Читатели требовали продолжения

Сказки и Баум написал еще 13 книг о Волшебной стране. Эти книжки стали любимыми у

Американских детей. Прочитав сказку на английском языке, А.Волков,

педагог по духу, решил перевести на русский язык. А случилось это так:

 

«Читал я ее впервые, и она очаровала меня своим сюжетом и какими-то удивительно

Милыми героями»

Итак, вперед за  чудесами в центр Северо - Американского материка.

                                                                                                                                                                     

                       Инсценирование:

Входят Элли и Тотошка

Элли: Куда это я попала?

Вилина: Скажи мне, как ты попала в страну Жевунов, милое дитя?

Элли: Меня принес сюда ураган в этом домике.

Вилина: Дело было так: я узнала, что злая волшебница Гингема выжила из ума и

Захотела погубить человеческий род населить землю крысами и змеями.

Пришлось мне употребить все мое искусство

Элли: Как? Вы волшебница? А мама мне говорила что, волшебников не бывает. 

Вилина: Где живет твоя мама?

Элли: В Канзасе

Вилина: Что бы ни говорила твоя мама, в этой стране живут волшебники и мудрецы.

Нас здесь было 4 волшебницы: 2 из нас – добрые (это волшебница Желтой страны,

Я, Вилина, и волшебница Розовой страны – Стелла). А вот в Голубой стране живет

Злая Гингема, в Фиолетовой стране – злая Бастинда. Твой домик раздавил Гингему,

И теперь осталась только одна злая волшебница в нашей стране.

Элли: Вы, конечно, ошибаетесь: я никого не убивала.

Вилина: Я тебя в этом не виню. Твой домик упал на голову коварной  Гингемы и убил Ее.

Элли: (плачет) Я хочу домой!

Вилина: Вряд ли это возможно!                                                                                       

                               Достает книгу и читает:

 

Бамбара, чуфара, Скорики, морилки, турабо,  фурабо, Лорки,  ерики. Великий волшебник

Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она

Поможет 3 существам добиться исполнения самых заветных желаний.

 

 

Библиотекарь: Итак, при каком условии Элли возвращается домой?

             (дети отвечают)

 

Идем в Изумрудный город: (все встают и маршируют)

                             

                                 Мы в город Изумрудный

                                   Идем дорогой трудной,

                                  Идем дорогой трудной,

                                 Дорогой непрямой.

                                 Заветных 3 желания

                                 Исполнит мудрый Гудвин

                                   И Элли возвратится

                                  С Тотошкою домой.

 

      Встреча  со Страшилой

 

Страшила: Спокойной ночи! Простите,  я хотел сказать - добрый день!

Элли: Ты умеешь говорить?

Ст.: Не очень хорошо, я еще  путаю многие слова. Меня только вчера сделали.

 

  Элли: Скажи, нет ли у тебя заветного желания?

Стр.: О, у меня целая куча желаний. Самое заветное желание – получить мозги!

Ведь в голове моей – солома.

Элли: Это сможет сделать только Гудвин, который живет в Изумрудном городе.

          Идем с нами!  

                           Все встают и маршируют: Мы в город Изумрудный …

 

    Встреча с Железным Дровосеком (слышится стон)

            

Подходят к Ж.Д.

Элли: Это ты стонал?

Ж.Д. Да. Уже целый год никто не приходит мне на помощь.

Элли: А что нужно сделать?

Ж.Д. Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Но если меня смазать, я буду, как новенький. Вот масленка!

Элли: Где смазывать?

Ж.Д. Ух, как здорово! Сначала шею, потом руки, потом ноги. Ух, хорошо! Я

        Поднял вверх топор прежде, чем заржавел, и теперь очень рад, что могу от него

       Избавиться. Я стоял бы здесь до тех пор, пока не обратился бы в железную пыль.

        Вы спасли мне жизнь. Кто вы такие?

Все: Мы идем в Изумрудный город к Великому Гудвину.

Элли: Я хочу, чтобы Гудвин вернул меня домой.

Стр.: Я хочу попросить у него немного мозгов для моей соломенной головы.

Тотошка: Я иду, потому что мой долг защитить Элли от врагов.

Элли: А есть у тебя  заветное желание?

Ж.Д.: Как  вы думаете, Гудвин может дать мне сердце? Тогда я пойду с вами.

                   

             Все встают и маршируют: Мы в город Изумрудный …

    

      Встреча с Трусливым Львом:

      Тотошка бросается на льва.  Лев хочет проглотить Тотошку.

Элли: Стой! Не смей трогать Тотошку. Как тебе не стыдно обижать младших! Ты просто трус!

Лев: А как вы узнали

 , что я трус?                            

Элли: Это видно по твоим поступкам, а почему ты такой трус?

Лев: Такой я уродился! Все считают меня храбрым – ведь лев царь зверей!

        Но если бы на меня напал тигр, я бы испугался, честное слово.

        Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус! (Лев начал плакать, утирая слезы пушистым кончиком хвоста)

Элли: Если тебе нужна смелость, то пойдем с нами к Гудвину. Я иду к нему, чтобы

          Он помог мне вернуться к маме.

 Тотошка: Я тоже хочу попасть домой!

Стр.: Я иду к Гудвину просить мозгов для моей соломенной головы.

Ж.Д.:Я иду просить сердце.

Лев: Тогда примите меня в свою компанию. Ах, если бы я мог получить хоть капельку 

          Смелости! Ведь это мое самое заветное желание!

 

Библиотекарь: И так мы идем к Гудвину. Какие преграды встретились на пути нашим

Героям?

 

    Саблезубые тигры.

-Как ведут себя наши герои при встрече  с ними?

-Как характеризуют  наших героев слова:

                           

                           Льва: « Мы погибли! Бегите, я их постараюсь задержать!

                                        Жаль, что я не успел получить от Гудвина хоть

                                       Немного смелости! Однако буду драться, пока не умру!»

                      Страшилу: »В соломенную голову Страшилы в этот день приходили    

                                   Блестящие идеи. При переходе через овраг, толкнув Дровосека,

                                        Он закричал:

                                        -Руби дерево!

                                        Железный Дровосек перерубил верхушку дерева, и ствол с

                                       Грохотом повалился в пропасть. Громадные звери полетели

                                         Вместе с ним  и разбились об острые камни.

          

Библиотекарь:  Давайте отгадаем кроссворд, который нам поможет вспомнить все

               Преграды, встретившиеся на пути  героям.

(На кроссворде написано красным цветом слово преграда, в пропущенные клетки

Дети  вписывают слова:  тигр, река, мак, людоед, Бастинда.)

  

   - А кто помогает Бастинде?

  - Как можно обезьян заставить себе повиноваться?

   -Чего боится Бастинда?

  - Как покончили с ней наши герои?

 - Как герои попали в Изумрудный город?

                 (Летучие  обезьяны перенесли)

   На шапке написаны слова, произносим их все вместе:

   Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу. Трикапу. Скорики, морики.

 

         Включаем зеленое освещение, надеваем зеленые очки. Мы в Изумрудном городе.

 

     - Почему Гудвин всем предстал в разном виде? ( Мне пришло в голову, что если

       Я буду, близок к народу, то во мне разгадают обыкновенного человека.

      А тогда кончится моя власть.)                         

               

       Гудвин: Я плохой волшебник, потому что я такой же, как Элли, человек.

      Стр.: Значит, вы не дадите мне мозги?

       Гудвин: Судя по вашим поступкам, вы соображаете лучше, чем любой с мозгами.

       Лев: А как насчет смелости?

       Гудвин: Вы смелый  зверь! Вам не достает только веры в себя. И потом, 

                     Всякое живое существо боится опасности, и смелость в  том, чтобы

                    Победить боязнь. Вы свою боязнь побеждать умеете!

        Ж.Др. А мне вы дадите сердце?

        Гудвин: Вы самый добрый и сердечный!

 

       На следующий день Гудвин дал Страшиле мозги (вручается подушечка  с иголками и

        Булавками), Ж.Дровосеку - сердце (вручается сшитое сердце из красного материала),

         Льву – смелость.

       

                            Заключение:

       -Что помогло нашим героям в исполнении их желаний?

       Дети отвечают: Дружба, верность, взаимопомощь и доброта.

       - Чему учит эта сказка?

          (Доброте, дружбе)

   

                   Страшила: «Мне грустно расставаться с вами, дорогие мальчики и девочки!

                                      Помните, что мы учили вас самому дорогому, что мы учили

                                       Вас самому дорогому, что есть на свете – дружбе!»

 

                   Все дети исполняют хором песню о дружбе: «Если с другом вышел в путь…»

           

              Слово библиотекаря: « Какие еще книги Волкова вы читали?»

               (Дети называют книги, а библиотекарь их выставляет на выставку)     

 

 

                      «Волшебный мир мелодий и стихов».

                                    (сценарий, посвященный дню поэзии)

Вед.: Представьте нашу жизнь без поэзии...  Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, современных авторов... Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или  оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы  привлечь внимание общества к поэзии, как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству,  полностью открытому людям, на  30 сессии ЮНЕСКО в 1999г. было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии. В этот день по всему миру проходят курсы лекций, авторские  чтения, представление новой поэтической литературы.

Вед.: Что такое поэзия? Вот как говорит Илья Сельвинский о поэзии.

Чтец: (стихотворение И. Сельвинского «Поэзия»)

Вед.: В переводе с греческого поэзия означает «создаю», «творю». Поэзия – это творение человека, его мыслями, воображением. Вся наша жизнь во всех ее проявлениях и направлениях находит отражение в поэзии: красота русской природы, героические вехи, трудовые будни, человеческие отношения, такие чувства, как дружба, любовь – все это отражено в поэзии. С ней человек соприкасается с самого раннего детства. Как только ребенок научился мыслить, говорить, он знакомиться с творчеством А.Барто: «Уронили мишку на пол,…», «Идет бычок качается…..», «Наша Таня громко плачет….». А кто не знает героев К.Чуковского: доброго доктора Айболита, который сидит под деревом, а к нему приходят лечиться  «…и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица». Знаем мы и Федору, которая не мыла свою посуду, а она обозлилась  за это и ушла от неё, и маленького Бибигона, и «чудо-дерево», на котором растут не фрукты, а обувь. Маршак, Михалков, Благинина…- с творчеством этих поэтов человек знакомится в раннем детстве. Затем, когда взрослеет, он соприкасается с творчеством А.Ахматовой, Б.Ахмадулиной, А.Фета, Ф.Тютчева и мн. др.

Вед.: А может все же можно обойтись без поэзии, а все, что чувствуешь высказать простыми словами? Какими словами можно выразить свои чувства? Как я тебя люблю. Я не могу без тебя. Мне без тебя плохо… А ведь стихи о любви - это, пожалуй, самые актуальные темы в творчестве любого поэта. И именно самые прекрасные слова о любви высказаны песнями и стихами. А вот как признается в любви Николай Асеев.

         Чтец: (стихотворение Н. Асеева «Я не могу без тебя жить»)

         Вед.: А вот как говорит о любви Э. Асадов.

         Чтец: (стихотворение Э.Асадова «Сатана»)

Вед.: Человеческая жизнь начинается у всех одинаково, а заканчивается по-разному. И жизнь многих поэтов открывается в их стихах. Так детдомовец Рубцов, окунувшись с детства в мир зла, насилия, грубости, одиночества, обостренно описал в своих стихах тихие радости деревенского лада, наблюдая из окон приюта, часто вспоминая родительский дом.

Чтец: (стихотворение Н. Рубцова «Аленький цветок»)

Вед.: А сколько прекрасных стихов о русской природе. Нет ни одного времени года, которое не отразилось бы в творчестве А.Пушкина. Нельзя не упомянуть «кудрявого поэта Руси» -  С.Есенина, который всю свою короткую жизнь прославлял Родину – мать, красоту русской природы. Тема природы и ее взаимоотношений с человеком была преобладающей в творчестве Николая Заболоцкого.

Чтец: (стихотворение Н. Заболоцкого  «Журавли»)

Вед.: А вот как воспевает природу А.С. Пушкин.

Чтец: (стихотворение Пушкина «Зимнее утро»)

         Вед.: Как уже было сказано, поэзия откликается на все проявления нашей жизни. Началась Великая Отечественная война. Поэты Твардовский, Исаковский, Орлов, Уткин, Друнина и другие рассказывали о боевых буднях, вдохновляли на подвиг. А стихотворение К.Симонова «Жди меня», кажется, знал каждый солдат. Это стихотворение – призыв, стихотворение – заклинание:

Чтец: (стихотворение К. Симонова «Жди меня»)

Вед.: Мы все очень хорошо знаем таких кубанских поэтов, как И. Варавва, В. Бакалдин, Хохлов. На этом фоне имя Н. Зиновьева не столь известно. Почти двадцать лет  Н. Зиновьев радует нас своей поэзией. Его жизнь - это  жизнь России. Россия страдает  - и поэт горюет вместе с ней.

Чтец: (стихотворение «В степи, покрытой…»)

Вед.: Поэт обязан "ощущать чужое страдание  более остро, чем свое", т.е.

все пропускать через свое сердце. Это дар поэта.  В творчестве многих поэтов есть философские размышления о жизни людей, Родины, о предназначении человека. В этом плане интересно стихотворение Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". В нем Заболоцкий затрагивает тему труда души человека. А это значит, что человек обязан думать о жизни и своем месте в ней, быть в вечных поисках, не останавливаться на достигнутом.

       Чтец: (стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Вед.: Влияние поэзии велико и многообразно. Попробуйте вынуть поэзию из веков. Мы никогда бы не узнали Пушкина, Есенина, Блока, Гетте. Не будь поэзии, не было бы и песен, насколько беднее и скуднее был бы наш язык.

      

                                                "В песне - душа поэта"

   (  Литературно-музыкальная композиция, посвященная 90-летию со дня рождения Григория Федоровича Пономаренко.)

 Вед.1: Народный артист СССР Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года на Украине, в Черниговской области. Нотную грамоту освоил в церковном хоре, а самым главным и единственным учителем музыки стал родной дядя Максим – талантливый самородок, баянных дел мастер и собиратель диковинных народных музыкальных инструментов.

         На деревенских свадьбах и праздниках начинался главный путь в музыку будущего композитора. Уже в школьные годы Гриша Пономаренко работал в Запорожье баянистом Дома Культуры.

         Вед.2: В 1938 году юный Григорий Пономаренко был зачислен в Ансамбль песни и пляски погранвойск. С этим ансамблем он прошел всю войну, выступал перед боями и под обстрелами. Здесь  появились первые его песни – «По широкой улице проходили конники», «Смерть за смерть» и другие.

                   Звучит песня «Пусть о войне не знают дети».

         Вед.1: После войны Григорий Пономаренко стал солистом-баянистом Русского народного оркестра имени Н. Осипова, что само по себе говорит о блестящем владении инструментом. В этом оркестре всегда играли музыканты, прошедшие консерваторскую школу. И вызывает удивление, как нигде официально не учившийся Пономаренко стал подлинным музыкантом-виртуозом. Яркий природный талант! Он играл и сочинял музыку, как дышит – широко и привольно!

         Вед.2: В 1952 году фольклорист и хормейстер П.М. Милославов пригласил Григория Пономаренко в Волжский русский народный хор музыкальным руководителем. Созданные им здесь песни – «Ой, ты, Волга, край морской», «Гармонь певучая», «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Молодой агроном» - полетели по всей стране, стали лицом хора.

         Именно в те годы к Григорию Пономаренко пришла всенародная слава. Именно тогда разные города нашей страны стали наперебой приглашать композитора к себе на работу. Для всей России Пономаренко открыл имя волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной, их песни о любви и о России «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?», «Подари мне платок», «Метелица» запела вся страна, весь народ.

                   Звучит песня «Подари мне платок».

         Вед.1: «Первоосновой любой песни считаю стихи. В них уже заложена мелодия, дело композитора – её услышать», - говорил Григорий Федорович. Откуда у него было столь глубокое понимание стиха, чувство поэтического слова? Думается, он сам был поэтически одарен. Всем своим коллегам, друзьям, знакомым он направо и налево дарил шуточные поэмы, стихами подписывал и дарил книги, ноты, пластинки… Более того, многие его песни, мелодии рождались у него вместе со стихами, которые потом, подхватив заданный композитором ритм, досочинили поэты. Так, например, слова припева знаменитой «Ивушки» - «ивушка зеленая, над рекой склоненная» - придумал сам композитор одновременно с мелодией.

                            Звучит песня «Ивушка».

Вед.2: Творческая жизнь Григория Пономаренко оказалась тесно связанной с прекрасными русскими городами Москвой, Оренбургом, Волгоградом, в каждом из которых композитор подолгу жил и работал, постигал русский характер, вслушивался в живой народный говор и дарил городам и людям свои песни. Одна лучше другой! Лирический талант Пономаренко обращен к России. Своими прекрасными мелодиями композитор просто и доверительно обращается к каждому человеку. Композитору оказалась близкой русская классическая поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока, нежность и теплота, ласковость есенинского слова.

Вед.1: Подлинным художественным открытием стал цикл его песен и на стихи Александра Блока. Сложную, насыщенную символами поэзию композитор соединил с простыми песенными, истинно русскими мелодиями, сохранив весь драматизм и интонационное напряжение стихов великого поэта.

Звучит песня на стихи А. Блока «В тихий вечер мы расстались».

         Вед.2: На протяжении всей своей творческой жизни Пономаренко вновь и вновь возвращался к поэзии Сергея Есенина, находя в ней соответствие своим художественным устремлениям. «В стихах моих, - писал в свое время Есенин, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование… Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза…». Пономаренко особенно близки в поэзии Есенина ее пленительная истинно народная, грустная и раздольная песенность, простота формы, чистота образов и заветное есенинское «лирическое чувствование».

         И о себе самом Григорий Федорович мог бы сказать есенинское: «Я сердцем никогда не лгу!». Пономаренко, может быть, как никто другой, сумел пропеть пронзительную есенинскую любовь к родине, к русской земле, русской женщине…

         Вед.1: Сфера духовных и чисто музыкальных интересов композитора все время расширялась и изменялась. Но ощущение его кровной связи с народным мироощущением, народным характером осталось в нем навсегда. Оно не давало ему уйти в сторону модных, но быстротечных шлягерных стандартов, не давало попасть под влияние чужеродной для русской культуры и чуждой ему как художнику и человеку попсовой продукции.

         Песня Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» может служить блестящим примером использования всех смысловых и выразительных оттенков одной интонации сожаления, вздоха, жалобы – всего того, что было свойственно старинному русскому романсу. Пономаренко здесь абсолютно классичен! 

Звучит песня «Отговорила роща золотая»

         Вед.2: В 1972 году Григорий Пономаренко приехал на Кубань. Он ехал на своем автомобиле, выстроившись вдоль дороги, композитора встречали кубанские тополя. Его ожидало здесь личное счастье и любовь юной казачки Вероники Журавлевой.

         Еще в детстве Вера быстро научилась держаться на сцене. Однажды, собираясь в школу, услышала популярную в те годы радиопередачу, в которой в которой знаменитая, всенародная любимица, певица Людмила Зыкина исполняла песни Григория Пономаренко.

         - Ма! – обратилась вполне серьезно Вера к маме. – Мне кажется, Пономаренко бы взял меня петь его песни.

         - Вера, да что ты такое говоришь? – ответила мама. – Его песни поет Зыкина!

         - А когда я стану взрослой, Зыкина состарится, - засмеялась Вера и побежала в школу.

         Мистика? Судьба? Или его величество случай? Но факт! Они встретились в Кубанском казачьем хоре… Вера в своих мечтах видела композитора Пономаренко высоким, с большими глазами, густым черным чубом, а он… оказался небольшого роста. Правда, одет Григорий Федорович был «с иголочки». Вера навсегда запомнила правильные черты и гладкую кожу лица, а главное, серо-зеленые глаза и тот взгляд композитора, когда она опоздала и, запыхавшись, вбежала в репетиционный зал.

         Обаятельный Григорий Федорович сразу выделил из всего хора Веру. Почему? Полюбил? Да, конечно, полюбил. Как было не полюбить стройную, статную синеглазую красавицу-певунью с длинной косой? И полюбил навсегда, до последнего вздоха. Поверил? Да, несомненно, поверил этой талантливой девочке по имени Вера, чуткое сердце подсказало, что это долгожданная судьба. Григорий Федорович без оглядки вручил ей свою жизнь. В жизни необходимо на кого-то близкого положиться и надеяться, что этот человек не оставит в трудную минуту, не предаст. И стала Вера для Григория не только Верой, но Надеждой и любовью.

                   Звучит песня «Тополя».

         Вед.1: Почти четверть века своей жизни композитор отдал Кубани. Пономаренко оказал огромное влияние на развитие песенной культуры нашего края. Оказавшись на Краснодаре, Григорий Федорович безошибочно угадал, услышал новую для него интонационную среду казачьего края и создал целый ряд песен, насыщенных новыми для его подчерка ритмами и интонациями («Песня о Краснодаре», «Здравствуй, наша Кубань», «Кубаночка» и др.). Он дружил и тесно сотрудничал с кубанскими поэтами И. Вараввой, В. Бакалдиным, К. Обойщиковым, С. Хохловым, Т. Голуб. Их стихи естественно слились с мелодиями Пономаренко, стали нашей песенной классикой. Эти поэтические строки Обойщикова посвящены Григорию Пономаренко:

                   То поет душа, то плачет,

                   То хохочет, наконец…

                   Ты теперь в краю казачьем

                   Самый звонкий бубенец…

         Вед.2: Еще при жизни композитора десятками выходили и мгновенно раскупались нотные сборники и пластинки с записями его песен. Выдающиеся певцы и вокальные ансамбли исполняли песни этого великого человека: Л. Зыкина, И. Кобзон, Р. Ибрагимов, Н. Брегвадзе, О. Воронец, Т. Гвердцители. И часто именно песни Пономаренко приносили исполнителям успех и умножали их славу.

         Вед.1: В свое время именно Кубань, деятели культуры и руководство края выступили инициаторами присвоения Григорию Федоровичу Пономаренко почетных званий «Народный артист России», «Народный артист СССР».  Имя Пономаренко присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств города Краснодара и Славянска-на-Кубани.

         У хорошей песни есть удивительная сила! Пройдя через сердце человека, она становится приметой, музыкальной эмблемой прожитого времени. Песни Григория Пономаренко прошли через сердца нескольких поколении россиян и стали символом юности ваших родителей, их надежд, приметой славных десятилетий, прожитых нашей страной. По песням Пономаренко наши потомки смогут понять, как люди жили, чувствовали, печалились и любили…

         Звучит песня «Здравствуй, наша Кубань!»

 

                                     «Примеры славных дел».

                                    Информационный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова.

(стихотворение Н.И. Рыленкова «Ломоносов» использовано в оформлении книжной выставки)

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как втер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звенящие как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придется в академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

         Вед. 1: История человечества знает много разносторонне одаренных людей. Но столь разносторонне одаренных природой, как великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, не очень много. Трудно даже перечислить те области науки и искусства, в которых Ломоносов оставил след. Жажда науки была сильнейшей страстью его души. Историк, химик, художник и стихотворец, он все испытал, во все проник, он отдал все свои силы науке и искусству. Ломоносов по праву занимает одно из первых мест среди людей, которыми гордится человечество. Жизнь Михаила Васильевича достойна подражания!

         Вед. 2: В один из осенних дней 19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич в деревне Мишанинской, расположенной в устье Северной Двины. Уже с детства Михаил начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далеких и часто опасных путешествиях. Много интересного видел мальчик в плаваньях. С замечательной наблюдательностью подмечал Ломоносов жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей.

         Вед. 1: Все виденное мальчиком вызывало необычайную жажду знаний. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он знал наизусть все книги, которые мог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. Чтение книг было большой радостью для Ломоносова, но за эту радость ему приходилось платить дорогой ценой. После смерти матери отец женился, и мачеха невзлюбила Михаила. Видя любовь мальчика к чтению, она не жалела сил для того, чтобы помешать этому и убедить отца в том, что чтение вызвано желанием увильнуть от работы. Преследования мачехи, делавшие жизнь невыносимой, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730 года Ломоносов уходит в Москву и с большими трудностями достигает ее в январе 1731 года. Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушел в Москву, чтобы попасть в учебное заведение. Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока!

 Вед. 2: В то время в Москве была всего одна школа, которая могла считаться высшим учебным заведением. Благодаря тому, что Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение, он был принят в Славяно-греко-латинскую академию. «Великовозрастному» ученику (20 лет) пришлось начинать с младших классов, где учились ребята 8 – 10 лет. Михаил терпеливо сносил насмешки и «несказанную бедность» своего быта. Тяжелыми были первые годы учения Ломоносова. И все же занимался Михаил в Академии с огромным трудолюбием и благодаря необычайным природным способностям делал поразительные успехи. Преподаватели не могли не обратить внимания на прилежного ученика. В первый же год он прошел программу двух классов и был переведен в третий. Все свободное от занятий время он проводил в библиотеке, с увлечением читая все имевшиеся там книги.

Вед. 1: Посещал Ломоносов и другие московские книгохранилища, в которых тогда можно было найти книги на многих языках. Прекрасное знание латинского языка пригодилось ему в дальнейшем. С переходом в старшие классы учение в Академии все меньше и меньше удовлетворяло Ломоносова. Интересовавшие его естественные науки в Академии не изучались. В 1735 году Михаил Ломоносов был уже в последнем классе Академии. Казалось бы, ему оставалось только окончить учение и стать священником. Но такой ли участи ожидал он, когда бросал родные края. Эти сомнения разрешились совсем неожиданно. Радости не было предела, когда Ломоносов узнал, что в числе лучших учеников академии направляется в Петербург для продолжения учения в Академическом университете. Наконец-то он попал на широкую дорогу к знанию, к которому стремился с самого детства!

Вед. 2: По приезде в Петербург Ломоносов немедленно начинает обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Естественно, он отдает занятиям все время и очень быстро обращает на себя внимание своими способностями. Благодаря этому через год он в числе трех наиболее способных студентов командируется за границу, в Марбургский университет под руководством известного философа Христиана Вольфа. Трехлетнее пребывание в Марбурге много дало Ломоносову. Здесь он расширил свои знания в области философии и естественных наук, познакомился с достижениями европейской науки, что подготовило его к дальнейшей научной и практической деятельности. Живя в Марбурге, Михаил Васильевич 6 июня 1740 года женился на дочери церковного старшины Елизавете Цильх. Закончив обучение в Марбурге, Ломоносов с товарищами отправляются во Фрейбург для обучения металлургии. Пробыв здесь меньше года, он отправляется в Лейпциг. Весной направляется в Голландию, а оттуда один, без жены, в Петербург. На этом заканчиваются годы его учения. За это время М.В. Ломоносов в совершенстве знал латинский, немецкий и французский, на которых свободно писал, а также мог читать книги и на некоторых других языках. Усвоил необходимые математические сведения, философию и логику, физические, естественные науки, ботанику, зоологию. Познакомился с рядом прикладных наук: прошел различные отрасли механики, металлургию. Он знал стеклянное дело, керамиковое и фарфоровое производство, мореходное дело, астрономию, географию. Не говоря о других отраслях его знаний – риторике, грамматике, истории, политической экономии и т.д. Можно сказать, что годы учения сделали Ломоносова «всесторонним ученым и практиком, готовым взяться за всякое дело». 

Вед. 1: По возвращении в Петербург Ломоносов не раз задумывался о том, чтобы вызвать к себе жену, но всякий раз бедственное положение, в котором он находился, останавливало его от этого шага. Бурно проходили для него эти годы. Вспыльчивый, с горячим и прямым характером, Ломоносов не мог остаться в стороне от ожесточенной борьбы, которую вели в Академии русские ученые против иностранцев. В 1744 году к Михаилу Васильевичу в Петербург приехала его жена. Вскоре у них родился сын Иван, умерший младенцем. С приездом жены ухудшилось и без того тяжелое материальное положение Ломоносова. Остро переживал он несоответствие своих знаний и способностей с тем положением, которое он занимал в Академии. 25 июля 1745 года специальным указом Ломоносов был назначен профессором по кафедре химии. Назначение Михаила Васильевича профессором улучшило его материальное положение, однако денежные заботы по-прежнему причиняли много беспокойства. На судьбу Ломоносова в этот период его жизни сильное влияние оказывал успех его поэтических произведений при дворе. Императрица Елизавета и ее приближенные не понимали чтения научных работ Ломоносова, однако нравились его звучные оды. Ломоносов же стремился поставить науку на службу человеку, заботился о широком внедрении результатов своих исследований в производство. Мечтая об освоении неисчислимых богатств России, он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, дабы принести пользу отечеству. Много поколений восхищалось вдохновенными строками:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать.

Вед. 2: Успех при дворе способствовал осуществлению заветной мечты Ломоносова – постройка научной химической лаборатории. С чувством радостного ожидания проснулся Ломоносов рано утром 3 августа 1745 года. В этот день началось строительство первой в России научной химической лаборатории. Неустанно Ломоносов следил за ходом строительства, заражая всех своей энергией. Одновременно с постройкой он энергично хлопотал о приобретении необходимых для нее приборов. Не прошло и трех месяцев, как лаборатория была готова, созданная трудами и настойчивостью гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Вед. 1: В годы, последовавшие за постройкой химической лаборатории, обширный круг знаний Ломоносова еще больше расширился. Кажется, что исполнение заветного желания увеличило его и без того неисчерпаемую энергию. К физическим исследованиям добавились обширные работы по химии. В эти же годы Михаил Ломоносов выступил как драматург и художник. Еще за несколько лет до создания лаборатории он познакомился с образцами итальянской мозаики и так пленился их красотой, что решил организовать производство мозаичных картин в России. Решением этой задачи и занялся Ломоносов в отстроенной лаборатории. При этом он решает заменить цветные камни, из которых складывались итальянские картины, специально приготовленными цветными стеклами. Со всей душой он берется за дело и скоро достигает такого совершенства в приготовлении и шлифовки цветных стекол, что уже в 1752 году собственноручно изготавливает большую мозаичную картину. Чувствуя, что помещение лаборатории  пригодно для массового производства цветных стекол, он начинает настойчиво хлопотать об организации специальной фабрики, на которой могли бы изготавливаться стеклянные украшения и изделия из цветного стекла: бисер, стеклярус и т. д.

Вед. 2: В середине 18 века электрические явления привлекали к себе внимание ученых различных стран. Ломоносов посвятил много времени изучению электричества, обогатив и этот раздел физики новыми ценными наблюдениями и идеями. Многие опыты Ломоносов производил вместе со своим другом, академиком Г.В. Рихманом. Ими было проведено множество опытов по исследованию электрических явлений. В результате одного из таких опытов и оборвалась жизнь Рихмана. Трагическая смерть побудила Ломоносова предложить оригинальный метод защиты жилых строений путем отвода электрической громовой силы. Много занимался он в последующие годы вопросом о причине полярных сияний, еще в детстве поразивших его воображение.

Вед. 1: Огромное значение для развития русского языка имели его сочинения «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1755). Ломоносов глубоко любил русский язык, его красоту. Первая русская грамматика должна была научить, как говорить и писать чисто российским языком. Много поколений русских людей учились по Ломоносовской грамматике. Она служила образцом для последующих грамматик. В эти же годы Михаил Васильевич начинает заниматься русской историей: он собирает материалы, относящиеся к древнему периоду истории России. Исторические знания Ломоносова нашли свое выражение в написанном в 1760 году кратком описании главнейших исторических событий в жизни России вплоть до времен Петра 1.

Вед. 2: Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя литературного русского языка была настолько велика, что даже краткая биография его не будет полной, если не остановиться на этой области его творчества. Ломоносова называют отцом русской литературы, и эти слова не являются преувеличением. Именно с работ Ломоносова в области языка начинается новая страница в истории нашей литературы. Он придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа, считая, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка. Чем больше человек знает, чем выше его культура, тем богаче и разнообразнее его язык, обильнее и красочнее его словарный состав. А.С. Пушкин, продолжая дело Михаила Васильевича, писал, что  Ломоносов оградил русский язык от иностранного влияния, которое сильно наблюдалось в эпоху царствования Петра 1, когда в русский язык проникли немецкие, голландские, французские слова.

Вед. 1: Последний период жизни Ломоносова характеризуется дальнейшим расширением его деятельности. Его поражающая кипучая энергия с годами не только не ослабевала, но даже возрастала. К научным и поэтическим сочинениям предыдущих лет добавились широкие экономические и исторические исследования. В эти же годы Ломоносов предстает перед нами как талантливый конструктор, создавший много новых оригинальных физических приборов. Особое внимание Михаила Васильевича в эти годы привлекало учение о свете, или оптика, которую он обогатил не только придуманными им новыми приборами, но и созданием оригинальной теории света. Много труда и внимания уделял Ломоносов изготовлению зеркального телескопа новой конструкции.

Вед. 2: Интересуясь географическими исследованиями, морскими экспедициями, Ломоносов конструирует разнообразные оптические приборы, необходимые в мореплавании. При выполнении этих работ ему пришлось заняться астрономическими наблюдениями, в которых ему удалось сделать важные открытия. Ломоносов был первый, кто указал на изменчивость горных пород, минералов, на очень медленные, но прерывно идущие в земной коре физико-химические процессы. Только много лет спустя эти взгляды получили общее распространение, но мы можем с полным основанием считать Михаила Васильевича основателем науки, которая позднее была названа геохимией.

Вед. 1: Ломоносов принадлежал к тому типу ученых, для которых разнообразие занятий не является обременительным. Богатство идей и быстрота, с которой он осваивался с новыми для него вопросами, позволяли ему с искренним увлечением работать одновременно в самых различных областях знания. Поэтому не удивительно, что, когда в 1758 году состоялось его назначение начальником географического департамента при академии наук, он с воодушевлением отдался совершенно новой для него деятельности. Основной задачей департамента было составление правильных карт России. Ломоносов энергично берется за эту работу, и под его руководством в 1763 году было подготовлено к печати девять карт. К географическим работам Ломоносова принадлежат мысли о возможности Северного морского пути, которые зародились еще в 1752 году, а в 1763 году, уверенный в правильности своего заключения, он предоставляет в Адмиралтейство проект Северного морского пути.

Вед. 2: Чем бы ни занимался Ломоносов, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо родины. Наиболее ярко это проявилось в написанном в 1761 году сочинении «О размножении и сохранности российского народа», где Ломоносов предстает перед нами как мудрый государственный деятель, намечающий целый ряд мероприятий для улучшения жизни народа, а вместе с тем и для увеличения народонаселения. Большое внимание в этой работе он уделил борьбе с детской смертностью и расширению медицинской помощи населению.

Вед. 1: Ломоносов стал основателем первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в Москве возник еще один научный центр. Михаил Васильевич не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.

Любитель тишины, собор драгих наук,

Защиты крепкие от бранных ищет рук.

О коль велики им отрады и утехи:

Восследуют и нам в учениях успехи

И славной слух, когда твой университет

О имени твоем под солнцем процветет,

Тобою данными красуясь вечно правы

Для истиной красы Российския державы.

М. Ломоносов «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»

Вед. 2: В борьбе за просвещение и науку на долю Ломоносова выпало не мало испытаний. Он подвергался травле со стороны недоброжелателей, в основном иностранных профессоров, свысока относившихся ко всему российскому. Но, не склоняясь перед противниками, гордый человек держался с достоинством и судил людей не по личным качествам, а по заслугам перед Россией.

Вед. 1: Ранней весной 1765 Ломоносов сильно простудился. День ото дня состояние его здоровья ухудшалось. Он сильно волновался за то, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти своему другу Штелину он сказал: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что мои полезные намерения исчезнут вместе со мною». 4 апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году своей жизни.

Вед. 2: Тот, кто не ищет славы – к тому она приходит сама. А мы, его потомки, по прошествии трех веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего отечества. Бессмертным памятником Михаилу Васильевичу Ломоносову являются созданные в нашей стране тысячи высших и средних учебных заведений и научных институтов. Все они служат делу, которому была посвящена вся жизнь великого сына русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://godliteratury.ru/

заседание клуба

17 сентября, в рамках  встреч в клубе "Семья  - начало всех начал", состоится праздник  «Семейная круговерть» (День кубанской семьи).

заседание клуба

14 сентября в 13:00, в рамках клуба "Открытая книга",  пройдет  

мероприятие (салон общения) "Самым обаятельным и привлекательным".

мероприятие

12 сентября в библиотеке пройдет  час краеведения посвящённый     80-летию  образования Краснодарского края  «Край родной, ты Родины частица».   

акция

11  сентября для учащихся старших классов  МБОУ СОШ  №13 им. И.Ф. Рулёва  пройдет акция «Алкоnet» приуроченная к 11 сентября - Дню трезвости в России .

Официальный интернет-портал правовой информации
счетчик посещений